Здоровый образ жизни конкурсы

Здоровый образ жизни конкурсы

Здоровый образ жизни конкурсы
Здоровый образ жизни конкурсы

Гафнер В. В.  Безопасный образ жизни: Как его сформировать учителю? От теории к практике // Народное образование, № 3, с. 186-192

 

Гафнер В.В.,

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры безопасности жизнедеятельности,

Уральский государственный педагогический университет,

г.Екатеринбург

 

Аннотация: Проведен анализ ФГОС с точки зрения формирования у учащихся безопасного образа жизни. Дано определение «безопасный образ жизни».

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, безопасный образ жизни, культура безопасности.

 

Наши граждане должны четко знать,

как вести себя в чрезвычайной ситуации.

Знать уже со школьной скамьи.

Поэтому одна из важнейших задач –

это развитие самой культуры безопасности населения[1].

Президент России В. В. Путин

 

Сохранение жизни человека – задача общества №1

Ценность жизни человека невозможно измерить индикаторами, показателями, деньгами. Гибель даже одного человека – трагедия не только для его родных и близких. Это трагедия и для всего общества, ведь через гибель своего члена, оно лишилось возможности развития в каком-то направлении. Это особенно тяжко переживается, если речь идет о детях.

Детский травматизм и смертность имеют свои особенности. Причинами около 70% смертей детей в России в возрасте 5-19 лет являются внешние факторы (относящиеся к предотвратимым)[2]. Детализация данных статистики показывает, что ежегодно в России гибнет детей (в среднем, цифры округлены):

– 1500 самоубийств;

– 900 на дорогах;

– 500 на пожарах;

– 400 на водных объектах;

– 300 от случайных отравлений.

 

По свидетельствам очевидцев стрельбы 3 февраля 2014 года в московской школе № 263, 15-летний С. Гордеев перед тем, как произвести роковые выстрелы, рассказывал, как он устал от такой жизни и хочет умереть.

За медицинской помощью по поводу травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин ежегодно обращается около 3 млн. пострадавших в возрасте от 0 до 17 лет включительно. В структуре детского травматизма бытовые и уличные травмы в совокупности составляют более 80%[3] (для сравнения – школьные травмы составляют около 6,5% от общего количества).

В чем ценность золотой медали для ученика, переходящего дорогу в неположенном месте и погибшего под колесами автомобиля? Что делает общество и государство для того, чтобы снизить уровень травматизма и смертности среди детей? Какова роль образования в этом процессе? Что может сделать рядовой учитель?

 

«Безопасный образ жизни» в содержании ФГОС

В фундаментальном ядре содержания общего образования отмечается, что осознание ценности человеческой жизни и умение противодействовать влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, являются одними из основных задач воспитания личностной культуры человека[4].

В течение последних лет последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения для начального общего образования (НОО), основного общего образования (ООО) и среднего полного общего образования (СПОО). В новом ФГОС четко прослеживается серьезное отношение к вопросам здоровья и безопасности.

Стандарт впервые определяет здоровье школьников как одно из важнейших результатов образования, а укрепление и сохранение здоровья – в качестве одного из главных направлений деятельности современной школы. Например, требования ФГОС к личностным результатам освоения всех предметных областей ООО, среди многих, включают в себя усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах, а также формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

ФГОС ввел в обращение новый термин «безопасный образ жизни» (БОЖ). Уровни интеграции БОЖ в жизнь учащихся (от выполнения правил до формирования установок и ценностей) есть в описании «портрета выпускника» и его личностных результатов для каждого уровня общего образования. Есть более детальное описание уровней формирования БОЖ в предметных результатах по отдельным предметам (ОБЖ, физическая культура, экология).

 

Детальное изучение ФГОС всех уровней с целью поиска всех словосочетаний, связанных с БОЖ показало, что данное явление представляет собой обширное поле деятельности, как для педагогов-исследователей, так и педагогов-практиков. Систематизация полученных результатов анализа оформлена в виде таблицы.

 

БОЖ в содержании ФГОС

 

 Кроме этого, в ФГОС НОО итоговая оценка качества освоения основной образовательной программы должна учитывать готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Основная образовательная программа ООО должна обеспечить осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне ООО и СПОО должна включать в себя:

-    модель организации работы по формированию безопасного образа жизни;

-    критерии и показатели безопасного образа жизни;

-    формы и методы формирования у обучающихся культуры безопасного образа жизни;

-    планируемые результаты по формированию безопасного образа жизни.

Новый термин «безопасный образ жизни» у многих педагогов ассоциируется со «здоровым образом жизни», о котором также неоднократно ведется речь во ФГОС, и ошибочно воспринимается как нечто интуитивно понятное и само собой разумеющееся. Тем не менее, у внимательного и думающего педагога, реализующего ФГОС, должен возникнуть целый ряд вопросов, например:

-    Что такое «безопасный образ жизни»?

-    Каковы составляющие «безопасного образа жизни»?

-    Чем «безопасный образ жизни» отличается от «здорового образа жизни»?

-    Как мне формировать у учащихся убеждения, установки и навыки безопасного образа жизни?

-    Что представляет собой «система знаний об основах безопасного образа жизни»?

Ответов на эти и другие вопросы в печатной научной литературе и в Интернет-пространстве найти не удастся, так как никто не ставил подобных вопросов.

Безусловно, подходить к решению задач по формированию БОЖ с таких позиций как «интуитивно понятное и само собой разумеющееся», нельзя. Решить педагогу задачу в формате «иди в класс и сформируй то, не знаю что» невозможно. Поэтому необходима глубокая проработка (осмысление) всех понятий, формулировка всех определений, связанных с БОЖ, с последующим приданием им соответствующего содержания, с которым педагог может войти в класс к ученикам.

 

Понятие «Безопасный образ жизни»

Не смотря на то, что впервые термин «безопасный образ жизни» был использован в 2009 году (ФГОС НОО), до настоящего времени нами не было обнаружено официальных трактовок и глубоких исследований этого феномена. Поэтому прежде чем приступить к формированию (развитию) у человека чего либо, в нашем случае – «безопасного образа жизни», следует дать определение этому явлению, предварительно разобравшись (хотя бы в первом приближении), в чем состоит его суть.

Смыслообразующим ключевым словом в словосочетании «безопасный образ жизни» является «образ». Образ, согласно философскому словарю[5], есть результат отражения объекта, внешнего мира в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления — понятия, суждения и умозаключения. Исходя из этого, придание образу элементов деятельности является ошибкой. К сожалению, подобную ошибку можно часто наблюдать во множестве определений «здорового образа жизни». Деятельность, в нашем случае, выступает в качестве вещественной формы воплощения образа. Исходя из логики рассуждения, «образ жизни» – в философском, исходном понимании – результат представления (отражения) жизни.

Однако, традиционно под «образом жизни» понимают нечто иное:

-    системную и нормированную совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования[6];

-    систему устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившуюся в процессе жизни[7];

-    устойчивую совокупность всего того своеобразно-отличительного, типичного, что присуще жизнедеятельности именно данной конкретной личности, группы и общества[8].

Для того, чтобы минимизировать расхождения между выявленными различиями в подходах к определению «образа жизни», а также, чтобы определение «безопасного образа жизни» было пригодным к использованию в теории и практике, его, наш взгляд, необходимо представить в широком (социально-философском) и узком (в отношении человека, личности) понимании. Суммируя вышесказанное, предложим рабочие варианты интересующих нас определений, которые впоследствии можно будет уточнить.

В широком смысле слова, «безопасный образ жизни» - это сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь.

В узком смысле, «безопасный образ жизни человека» - основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечиваетсохранение жизни.

В отношении предложенного выше определения могут возникнуть различные точки зрения. Это допустимо, возможно в результате обсуждения и возникнет единое в педагогической среде понимание данного явления.

Образ жизни индивида включает в себя[9]:

1) Совокупность определенных потребностей, интересов, мотивов, побуждающих его к жизнедеятельности;

2) Ментальность, волю и другие способности;

3) Виды жизнедеятельности, в которых реализуются мотивы, способности, условия их реализации (семейная, бытовая, трудовая, политическая и т.п.);

4) Предметную среду, в которой реализуется его жизнедеятельность и которая становится средством удовлетворения его потребностей, интересов, целей.

С понятием образа жизни тесно связаны другие понятия, такие как условия жизни, качество жизни, уровень жизни, уклад жизни, стиль жизни, но в рамках данной статьи эти понятия нас не интересуют.

Другим введенным во ФГОС новым понятием, без его научного толкования, является «культура безопасного образа жизни». Возникает вопрос: как соотносятся между собой понятия «культура» и «образ жизни»?

Многие специалисты убеждены в том, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «образ жизни». Бесспорно, что культура влияет на образ жизни, но и образ жизни ежедневно изменяет культуру. Образ жизни и культура так тесно связаны друг с другом, что обывателю крайне трудно, а порой и невозможно, их разделить. Это связано с тем, что обычаи, нормы поведения, традиции, нравы и ценности составляют основу как образа жизни, так и культуры. Разница состоит в том, что понятие «образ жизни» выражает материально-практическую, повседневную сторону этой совокупности элементов, а «культура» – духовную, возвышенную сторону.

Мы согласны с точкой зрения ряда экспертов, что понятие «образ жизни» входит в объем понятия «культура», но составляет только его часть, которая характеризует то, как люди живут «сейчас», т.е. относится к настоящему времени[10]. Символизируя динамическую сторону культуры, на индивидуальном уровне образ жизни не накапливается и не передается из поколения в поколение. Развивая данное положение дальше, справедливым будет сделать вывод о том, что другая пара понятий – «культура безопасности» и «безопасный образ жизни» – соотносятся между собой подобным образом.

Опираясь на выведенное выше умозаключение и определение «безопасного образа жизни», считаем использование термина «культура безопасного образа жизни» некорректным. На наш взгляд, более приемлемым для педагогического сообщества, будет другой известный термин – «культура безопасности». Культура безопасности как явление уже достаточно хорошо проработано с научной стороны (имеется более 30 диссертационных исследований, в основном - педагогических[11]), используется в нормативных документах различных ведомств. Следует отметить, что во ФГОС понятие «культура безопасности» используется, но редко, и не связывается с «безопасным образом жизни». Мы считаем, что БОЖ следует считать первым этапом формирования культуры безопасности человека, формирования личности безопасного типа.

 

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни в школе: аспекты безопасности

В связи с графиком перехода обучения в соответствии с новыми ФГОС, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ЗиБОЖ) разработаны пока только по начальной школе[12] (а также см. Безруких, М. М.,[13] Третьякова С. В.[14]). Согласно п. 19.7 ФГОС НОО, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно примерным программам, работа по формированию культуры ЗиБОЖ может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

  1. Здоровьесберегающая инфраструктура.
  2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
  3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
  4. Реализация дополнительных образовательных программ.
  5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Все представленные блоки вносят определенный вклад в общее дело, но в программе нет ни единого слова о безопасности? «Здоровый образ жизни» и «безопасный образ жизни» не одно и то же. Как понятие «безопасность человека» шире понятия «здоровье человека», аналогично, понятие «безопасный образ жизни» шире, чем «здоровый образ жизни», причем включает в себя последний.

Ответственные за разработку программы формирования культуры ЗиБОЖ в школах (завучи), берут за основу примерные программы, уточняют их с учетом своего образовательного учреждения, и не задумываются, что программа не включает в себя блок о безопасном образе жизни. Необходим шестой блок, посвященный вопросам формирования БОЖ.

В качестве примера для разработки требуемого раздела по БОЖ можно рассмотреть подробнее программу, разработанную в образовательной системе «Школа 2100»[15]. В данной программе формированию БОЖ отводится две (всего – шесть) задачи:

1) Воспитание у школьника культуры безопасного образа жизни.

Для решения этой задачи необходимо развитие следующих умений:

– понимать, что жизнь и личное здоровье есть высшая ценность не только для человека и его семьи, но и для общества в целом;

– оценивать правильность поведения в быту (правила общения, уличного движения) с точки зрения безопасного образа жизни.

2) Формирование навыков и умений безопасного образа жизни, доступных каждому человеку.

К подобным навыкам и умениям относятся следующие:

– внимательно отслеживать текущую ситуацию с целью адекватного реагирования на неё для сохранения жизни и здоровья;

– соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством;

– соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице;

– соблюдать правила взаимоотношений с чужими людьми;

– соблюдать правила поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.

Предложенный перечень умений и навыков не является исчерпывающим, требует коррекции и уточнения, но сам факт внимания разработчиков к вопросам безопасности вызывает уважение. В начальной школе крайне мало учебных часов, на которых рассматриваются вопросы безопасности. Учебный предмет «Окружающий мир» дает лишь некоторые представления, а не «систему знаний об основах безопасного образа жизни», как написано во ФГОС НОО.

Усиление административных мер безопасности в образовательных учреждениях (тревожная кнопка, охранники, школьные инспектора, назначенные ответственные, приказы, планы), безусловно, приносят эффект в обеспечении безопасности учащихся, но, существует один существенный недостаток – эти меры исключают самих учащихся от процесса обеспечения собственной безопасности. В учащихся укрепляется убеждение, что кто-то обязан заботиться об их безопасности, все беспокойства перекладываются на плечи взрослых. Упускается возможность воспитать в учащихся ответственность за безопасность своей жизни.

Чтобы сформировать ЗиБОЖ у учащихся, нужно в первую очередь понять, что в основе как здорового, так и безопасного образа жизни лежитсистема социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, которые проявляются в повседневном выполнении норм и правил, а не наличие помещений для медицинского персонала (что, безусловно важно, но относится к другому вопросу). Разовые мероприятия, классные часы, изучение отдельных тем в разных учебных дисциплинах не решают проблему формирования безопасного образа жизни. Необходима целенаправленная и систематическая работа, основу и стержень которой в начальной школе может и должен составлять курс «Окружающий мир» (раньше эту задачу решал курс ОБЖ) и программа ЗиБОЖ. При коррекции имеющихся программ ЗиБОЖ, с выделением БОЖ в отдельный блок, будут созданы предпосылки для формирования у учащихся правильного отношения к собственной безопасности, которые в сочетании со знанием правил безопасности позволят снизить печальную статистику по гибели и травматизму наших детей.

 

 

Gafner V.V.,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation

 

Keywords: the Federal state educational standard, safe image of life, safety of culture.

Аbstract: The analysis of the Federal state educational standard. Given the definition of  «safe image of life».

 


[1] Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на торжественном собрании, посвященном 15-летию образования МЧС России, г. Новогорск, Московская обл., 26 декабря 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.0-1.ru/?id=11275 (дата обращения: 10.11.2013).

[2] Смертность детского населения России / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий. М. Литтерра, 2007. 328 с.

[3] Андреева Т.М. Травматизм в Российской Федерации на основе данных статистики // Социальные аспекты здоровья населения. №4. 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://vestnik.mednet.ru/content/view/234/30/lang,ru/ (дата обращения: 10.11.2013).

[4] Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 59 с.

[5] Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

[6] Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. – М., 1975. – 182 с.

[7] Образ жизни. Медицинский портал про здоровье [Электронный ресурс]. URL: http://valeologija.ru/valeologija-russkij/13/91-obraz-zhizni (дата обращения: 01.11.2013).

[8] Татарникова Н. С. Социальная психология, психология групп и лидерства: учебное пособие. – Н. Новгород, 2009. – 180 с.

[9] Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 440 с.

[10] Влияние культуры на образ жизни [Электронный ресурс]. URL: http://www.nirsi.ru/47 (дата обращения: 01.11.2013).

[11] Гафнер В. В.Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 200 с. – (Серия «Педагогика безопасности»).

[12] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 204 с.

[13] Безруких, М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении: начальная школа / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. М.: Просвещение, 2012. 127с.

[14] Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни: основная школа (ФГОС) / Третьякова С. В., Иванов А. В., Чистякова С. Н. и др. М.: Просвещение, 2013. 96 с.

[15] Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательной системе «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru/uroki/general/OOP_nach_7_ekolog-kult_2013.pdf (дата обращения: 01.11.2013).



Здоровый образ жизни конкурсы

Здоровый образ жизни конкурсы

Здоровый образ жизни конкурсы

Здоровый образ жизни конкурсы

Здоровый образ жизни конкурсы

Здоровый образ жизни конкурсы

Здоровый образ жизни конкурсы

Здоровый образ жизни конкурсы