Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса
Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Статья 1057. Организация публичного конкурса                            

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса             

Статья 1059. Решение о выплате награды                                  

Статья 1060. Использование произведений науки,  литературы  и  искусства,

             удостоенных награды                                        

Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

 

 

Комментарий к статье 1057 ГК РФ

 

1. Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Гл.57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание Государственных премий.

Объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п.2 ст.154 ГК). Вместе с тем обязательство из публичного конкурса возникает, если за его объявлением последуют определенные юридические факты, в т.ч. действия лиц, желающих участвовать в конкурсе. Причем на момент объявления конкурса неизвестно, будет ли иметь место совокупность необходимых фактов. Условный характер присущ любому публичному конкурсу, выражает саму суть данной сделки, и не зависит от воли лица, объявляющего конкурс. Без указанного условия конкурс не может быть объявлен. Эта особенность публичного конкурса не позволяет отнести его к категории сделок, совершенных под отменительным условием, о которых говорится в п.1 ст.157 ГК.

2. В отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой в гл.56 ГК за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлены единственным участником.

Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно, полезных целей. Публичное же обещание награды может преследовать сугубо частные непротивоправные цели. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию закона, сформулированному в п.2 ст.1057, что влечет недействительность сделки (ст.168 ГК).

3. Согласно п.1 коммент. статьи объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права, как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например, фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (ч.2 п.1 ст.49 ГК).

Многие публичные конкурсы проводятся на основании решений органов исполнительной власти и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Организация и проведение конкурсов в соответствующих сферах входят в компетенцию Министерства культуры РФ (подп.5 п.7 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N 679-СЗ РФ, 1997, N 24, ст.2762), Министерства общего и профессионального образования РФ (подп.26 п.5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 395 - СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1796). В некоторых случаях государственный орган утверждает Положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно (см., например, Положение о Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России", утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 922 - СЗ РФ, 1997, N 30, ст.3660; Временное положение об организации конкурсов грантов в системе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, утв. приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 30 апреля 1993 г. N 5 - Бюллетень Госкомвуза РФ, 1993, N 7, с.7).

4. По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под средствами массовой информации в ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст.300) понимаются периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год, иная форма периодического распространения массовой информации. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что сделка не совершена.

Круг лиц, которому адресовано приглашение участвовать в открытом конкурсе, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, оперных певцов, театров и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.) ставят рамки участия в нем. Но при этом приглашение неперсонально, оно обращено к той или иной категории лиц.

Круг участников открытого конкурса может быть ограничен предварительной квалификацией лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатам предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

Разъяснение Пленума ВАС РФ (п.13 постановления от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" - Вестник ВАС РФ, 1994, N 2, с.54) о том, что незаконный отказ в участии в конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе, относится к торгам, но имеет значение и для публичного конкурса. Основанием отмены в судебном порядке результатов открытого публичного конкурса может служить также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу, лиц (персональные предложения) по усмотрению лица, объявляющего конкурс. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

5. В п.4 ст.1057 установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, победитель определяется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в комиссию участников конкурса, тем не менее он соблюдается, что диктуется этическими нормами.

Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст.317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или принятия решения о выплате награды, или на другой момент, указанный в объявлении о конкурсе.

 


Награда в иной (неденежной) форме должна относиться к числу оборотоспособных объектов гражданских прав (ст.128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы, то гражданско-правовое обязательство не возникает.

Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п.4 коммент. статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

6. В п.5 ст.1057 разрешен вопрос о соотношении правил гл.57 и ст.447-449 ГК, регулирующих заключение договора на торгах, проводимых в форме конкурса. Извещение о проведении торгов на конкурсной основе, как и объявление публичного конкурса, является односторонней сделкой, возникновение прав и обязанностей по которой зависит от наступления условия - участия в торгах в форме конкурса не менее двух лиц и выборе лучшего из них (предложившего лучшие условия) в соответствии с заранее объявленными условиями организатора торгов (ст.447 ГК.). Однако обязанность организатора торгов, которую он должен исполнить в пользу лица, выигравшего торги, отличается от предусмотренной в п.1 ст.1057 ГК обязанности лица, объявившего публичный конкурс.

Организатор торгов, действующий от своего имени или от имени собственника вещи (обладателя имущественного права), обязан подписать с лицом, выигравшим торги, имеющий силу договора протокол о результатах торгов или оформить с ним протокол о заключении основного договора в будущем - в предусмотренный срок после подписания протокола. Во втором случае в пп.2, 5 ст.448 ГК право лица, выигравшего торги, на заключение договора названо предметом торгов. Какой именно обязанностью связал себя организатор торгов и какой конкретно договор должен быть заключен с выигравшим торги, устанавливается в извещении о торгах.

Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано выплатить победителю конкурса денежное вознаграждение или выдать ему иную награду.

Обязанность заключить с победителем публичного конкурса договор возникает только в том случае, если она предусмотрена в качестве условия в объявлении о конкурсе, тогда как торги, будучи одним из способов заключения договоров, без соответствующей обязанности утрачивают свой смысл, они беспредметны.

При сопоставлении публичного конкурса и торгов в форме конкурса усматривается также различие в их целевой направленности. Заключение гражданско-правового договора, как правило, отвечает общественным интересам или, по крайней мере, не должно им противоречить (ст.10 ГК). Вместе с тем при заключении договора на торгах конкурсная форма непосредственно служит выбору наиболее подходящего контрагента, т.е. направлена на удовлетворение интересов собственника вещи или обладателя имущественного права и совсем не обязательно - на достижение общественно полезных целей. Публичный же конкурс должен быть прямо направлен на достижение указанных целей, что подчеркивалось выше (п.2 коммент. статьи).

Правила, регулирующие торги в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги в форме конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия (ст.447 ГК). В ст.448 по-другому, чем в ст.1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов - независимо от срока отказа. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в пп.2, 3 ст.448 допускается действие и. иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения. (См. коммент. к ст.447-449.)

Кроме того, в ст.448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл.57: в ст.448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание победителем и организатором торгов протокола о их результатах, а в ст.449 - недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

Коллизия норм ст.447-449 и правил гл.57 происходит тогда, когда лицо, объявившее публичный конкурс, обязано заключить с победителем конкурса договор. В случае коллизии правила ст.447-449 имеют приоритет.

Представляется, однако, что правило п.4 ст.448 о зачете задатка, внесенного участником, выигравшим торги, в счет исполнения обязательства по заключенному договору применимо, если обязательство предусматривает совершение платежа, например, по договору купли-продажи (п.1 ст.454 ГК), аренды (ст.606 ГК), но неприменимо в иных случаях.

С другой стороны, положение п.5 ст.447 о признании несостоявшимися торгов в форме конкурса, в котором участвовало одно лицо, применимо к любому конкурсу независимо от его предмета.

Проведение торгов в форме конкурса предусмотрено рядом нормативных правовых актов: Законом о приватизации. Законом о банкротстве, Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 (СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1756), и др. Их перечень приведен в коммент. к ст.447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М., 1997, с.718-724).

 

Комментарий к статье 1058 ГК РФ

 

1. Правила ст.1058 охраняют интересы участников публичного конкурса в случаях изменения его условий и отмены конкурса. Эти правила одинаковы для открытого и закрытого конкурса.

Исходя из буквального смысла статьи она касается любого изменения хотя бы одного из условий, указанных в объявлении о проведении конкурса. Однако с учетом цели установления комментируемых правил они не должны распространяться на случаи увеличения первоначально объявленного размера награды и (или) количества наград без уменьшения размера каждой. Такого рода изменения независимо от срока и способа извещения о них не ущемляют интересов лиц, выполнивших предусмотренную в объявлении о конкурсе работу.

Последствия изменения условий и отмены конкурса различаются в зависимости от того, соблюдены ли его организатором предусмотренные в коммент. статье требования о сроке (п.1 ст.1058), а также о способе извещения об изменениях условий и отмене конкурса (п.2 ст.1058).

2. Требование о сроке относится по смыслу закона к извещению об изменении условий или отмене конкурса: соответствующее извещение должно быть сделано в течение первой половины установленного для представления работ срока.

Распространение этого извещения тем же способом, каким конкурс был объявлен, означает, что лицо, объявившее открытый конкурс, должно сделать указанное извещение не в любом, а в том же самом средстве массовой информации (СМИ). Представляется, что замена СМИ допустима при невозможности по не зависящим от лица, объявившего конкурс, причинам поместить извещение в том же средстве массовой информации (вследствие прекращения его деятельности, малой периодичности выхода в свет или эфир, влекущей нарушение требования о сроке извещения; при отказе редакции средства массовой информации распространить извещение и т.п.).

При соблюдении требований пп.1, 2 ст.1058 на организаторе конкурса лежит обязанность по возмещению только расходов лиц, выполнивших предусмотренную в объявлении о конкурсе работу до того, как им стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса или о его отмене. Возмещение убытков в полном объеме (п.2 ст.15, ст.393 ГК) не производится.

В п.3 коммент. статьи названы два обстоятельства, каждое из которых является основанием для освобождения лица, объявившего конкурс, от обязанности по возмещению расходов его участников, - выполнение работы не в связи с конкурсом или ее заведомое несоответствие условиям конкурса. На случай возникновения спора бремя доказывания распределено благоприятно для участников конкурса: установлена презумпция отсутствия этих обстоятельств, и доказать их наличие должно лицо, объявившее конкурс. В то же время участники не лишаются права доказывать связь работы с конкурсом и ее соответствие условиям конкурса. Указание в п.3 ст.1058 только на два обстоятельства не означает, что лицо, объявившее конкурс вне сферы предпринимательской деятельности, обязано возместить расходы его участников независимо от своей вины в отмене или изменении условий конкурса. Организатор конкурса несет эту обязанность по общим правилам ст.401 ГК.

3. При нарушении требований пп.1 и 2 ст.1058 на лице, объявившем конкурс, лежит другая обязанность. Он должен выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям.

Право этих лиц на получение награды не зависит от определения лучшего из участников конкурса (выбора победителя). Лиц, обратившихся к организатору конкурса с требованием о выплате награды на основании п.4 ст.1058, может быть несколько. По смыслу закона награда подлежит выплате каждому из них в полном размере, хотя бы по условиям конкурса предусматривалось вознаграждение только одного победителя. Причем если работа представлена в установленный срок, не имеет значения, была ли она выполнена до того момента, как лицу, требующему выплаты награды, стало или должно было стать известно об изменении условий либо отмене конкурса.

 

Комментарий к статье 1059 ГК РФ

 

1. У лица, объявившего публичный конкурс, нет обязанности мотивировать решение о выплате награды. Если ни один из представленных на конкурс результатов работы или иных достижений не удовлетворяет условиям конкурса либо не заслуживает награды, то она может не присуждаться.

При невыплате награды победителю (в полном объеме или частично) она может быть взыскана с лица, объявившего конкурс, в судебном порядке.

В случае нарушения закона или условий конкурса по иску заинтересованного лица решение о признании участника публичного конкурса победителем, а также о неприсуждении награды ни одному из участников может быть отменено судом. Однако суд не вправе вынести решение о признании того или иного участника публичного конкурса победителем: ни у кого из них нет преимущественного права (субъективного гражданского права) быть признанным победителем конкурса.

2. В п.2 ст.1059 предусмотрено правило на случай, когда победителями признаны несколько лиц, совместно выполнивших конкурсное задание. Пропорции распределения награды между этими лицами устанавливаются по их соглашению, а в случае спора - судом. Когда награда представляет собой неделимую вещь (ст.133 ГК) и соглашение о ее распределении между лицами, совместно выполнившими работу, не достигнуто, ее раздел в судебном порядке производится по правилам ст.252 ГК.

 

Комментарий к статье 1060 ГК РФ

 

1. Норма ст.1060 является диспозитивной. Лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает указанное преимущественное право, если условиями конкурса не предусмотрено иное. По ГК 1964 право организации, объявившей конкурс, использовать премированные произведения (без обязательного заключения договора с автором) закреплялось в императивной форме, при этом способ использования должен был оговариваться в объявлении о конкурсе (ст.442).

За использование произведения лицо, объявившее конкурс, обязано выплатить его автору, помимо награды, вознаграждение по договору. В этой части комментируемая норма имеет императивный характер. По ГК 1964 (ст.442) автор сохранял право на вознаграждение за использование произведения, если иное не было установлено объявлением о конкурсе.

2. Когда в объявлении о публичном конкурсе предусмотрены условия договора с победителем об использовании его произведения, участник конкурса считается принявшим объявленные условия. Если они (какое-либо из существенных условий) в объявлении отсутствуют, то по существенным условиям договора (п.1 ст.432 ГК) должно быть достигнуто соглашение сторон. Существенными условиями авторского договора, названными в законе - в ст.31 Закона об авторском праве, являются способ использования произведения, размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения.

3. Под соответствующим вознаграждением понимается вознаграждение по договору, предусмотренное в объявлении о публичном конкурсе, а при его отсутствии в этом объявлении - согласованный сторонами размер вознаграждения. Согласно п.3 ст.31 Закона об авторском праве, п.4 ст.17 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 47, ст.4473) размер авторского вознаграждения за использование произведения, предусмотренный договором, не может быть ниже минимальных ставок авторского вознаграждения, устанавливаемых Правительством РФ. Однако минимальные ставки в настоящее время установлены лишь за отдельные виды использования произведений литературы и искусства (см. постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" - СА РФ, 1994, N 13, ст.994).

4. Реализация преимущественного права на заключение с автором договора об использовании произведения зависит от воли лица, объявившего публичный конкурс, если условиями конкурса не оговорено отсутствие этого права или не предусмотрена обязанность его организатора заключить указанный договор.

В ст.1060 не указан срок существования преимущественного права лица, объявившего публичный конкурс. Однако это право не может существовать без ограничения сроком. Если срок не предусмотрен в объявлении о публичном конкурсе, то в случае возникновения спора, по-видимому, возможно применение аналогии закона (п.1 ст.6 ГК), устанавливающего месячный срок для осуществления преимущественного права покупки доли в праве собственности на недвижимое имущество (п.2 ст.250 Г ГК) и доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (п.2 ст.93 ГК).

В случае уклонения автора от заключения договора с лицом, объявившим конкурс, последний вправе требовать осуществления своего права в судебном порядке на условиях, предусмотренных объявлением о конкурсе. При отсутствии в объявлении существенных условий договора реализация преимущественного права в судебном порядке вряд ли возможна.

Когда автор в нарушение преимущественного права лица, объявившего конкурс, заключил договор с третьим лицом об использовании удостоенного награды произведения тем же способом, который предусмотрен условиями конкурса, вопрос о возможности судебной защиты указанного преимущественного права решается следующим образом. При тождестве условий заключенного автором договора и условий, предусмотренных объявлением о конкурсе, лицо, объявившее конкурс, вправе требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей стороны по договору. Аналогичное последствие нарушения права преимущественной покупки предусмотрено в п.3 ст.250 ГК, а при нарушении преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок - в п.1 ст.621 ГК. Поскольку в ст.1060 не установлен специальный срок исковой давности для этой категории требований (в отличие от правил, предусматривающих трехмесячный срок исковой давности при нарушении преимущественного права покупки доли в праве обшей собственности), действует общий срок исковой давности (ст.196, 197 ГК). Вместе с тем трехлетний срок исковой давности в данном случае представляется чрезмерным и не отвечающим природе отношений.

При одинаковом способе использования произведения и расхождении прочих условий договора с третьим лицом и условий, содержащихся в объявлении о публичном конкурсе, перевод прав и обязанностей по договору не может быть произведен. Возможность же в таком случае признания недействительным договора, заключенного автором с третьим лицом, с обязанием автора к заключению договора на условиях конкурса не вытекает из текста ст.1060.

 

Комментарий к статье 1061 ГК РФ

 

Норма ст.1061 является диспозитивной. Условиями конкурса может быть предусмотрено, что представленные на конкурс работы не возвращаются.

Правило коммент. статьи означает также, что работы, удостоенные награды, участникам конкурса не возвращаются, если условиями конкурса не предусмотрено иное.

При утрате, гибели, повреждении работы, которая должна быть возвращена, участник конкурса вправе требовать возмещения убытков (ст.15 ГК).



Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса

Организатор публичного конкурса